Сразу оговорюсь - к Филарету и его деятельности отношусь негативно. Уступила просьбам друзей записать на диктофон его ответы.
---------------------
- Каковы итоги первых 10 лет деятельности Украинской Церкви Киевского патриархата?
- За 10 лет моего патриаршества Киевский патриархат вырос почти втрое. Если в 95 году мы имели около 1200 парафий, то сейчас их около 4000. Было 12 епархий, сейчас-29. А всего УПЦ КП имеет 32 епархии, из них 3 за границей. Было 15 архиереев, сегодня их 39.
Сегодня мы имеем четыре высших учебных заведений, шесть духовных семинарий. Широко развита издательская сеть. Киевская патриархий издает «Голос православия» - это общецерковная газета, распространяемая по всем епархиям, есть журнал «Православный вестник». Кроме этого, каждая епархия издает свои газеты и журналы.
Наша деятельность в значительной мере сосредоточена на переводе и издании богослужебных книг. Так, с церковно-славянского на украинский церковный язык уже переведено около 20 книг. Это позволило обеспечить наши епархии украиноязычной литературой. Ведь украинская церковь, как и каждая поместная церковь, правит службу на своем языке – хотя по-прежнему широко используется и церковно-славянский. Несколько лет тому назад я перевел Библию на украинский церковный язык, поскольку сейчас много различных переводов – но они преимущественно базируются на литературном языке, который в церкви не воспринимается. Все эти книги, я надеюсь, будут служить нашей Церкви даже не десятилетия – столетия.
А что делает УПЦ КП в плане благотворительности?
Здесь очень много направлений. За годы советской власти у церкви отобрали право заниматься такой благотоворительности, и поэтому мы все сейчас нужно начинать сначала. Но постепенно мы наберем силу. Особая опека нужна обездоленным людям. Вот, например, в Донецкой области в Тельмановском районе у нас есть Дом для престарелых и инвалидов, где одновременно можно разместить до 100 человек. Там же вскоре откроем реабилитационный центр для детей-паралитиков, а для бездомных детей строится помещение и храм, рассчитанные на 200 человек. Все это делается за счет спонсорской помощи. В других областях наши парафии свою деятельность тоже развивают в этом направлении.
Церковь должна работать и с заключенными. У нас есть специальный отдел, который занимается духовным попечительством тюрем. У нас есть каплица при Лукьяновском СИЗО. В других местах представители нашего духовенства тоже работают в этом направлении.
Справделивости ради скажу, что такой же деятельностью занимается не только наш патриархат, но и Московский, и различные протестантские церкви, и Греко-католическая церковь. Тем не менее, продвигается это пока очень медленно – мы отвыкли от такого рода деятельности, а финансовые возможности церкви очень ограничены. Спонсорские средства в основном направлены на строительство новых храмов. А на благотворительность денег катастрофически не хватает. И здесь нам нужна поддержка государства в области законодательства. Нужны законы, которые бы давали возможность предпринимателям выделять деньги на нужды церкви.
- Не секрет, что многие состоятельные люди просто следуют моде, когда строят «свои» храмы.
- Знаете, спонсоров можно разделить на две категории. Одни строят лишь для того, чтобы оставить свое имя в истории, и таких людей немало. Но есть и те, для которых возведение храма, церковная благотворительность – путь к спасению души. Они это делают из более глубоких чувств, исходящих из веры, любви и сострадания к людям. В таких случаях они не очень беспокоятся, будет ли на стенах храма табличка с их именами или нет – они это делают во имя Бога и возрождения духовности.
- А каких все таки больше?
- Это лишь Господь знает.
Чего пока не удалось достичь Киевскому патриархату, какие цели остались невыполненными за это десятилетие?
-Мы не смогли пока объединить украинское православие в одну Поместную Церковь. Это наша цель, и с Автокефальной Церковью процесс переговорный идет. Мы ведем переговоры со Вселенским Патриархом Варфоломеем о признании Церкви Киевского патриархата Автокефальной Церковью. На этом пути имеем и положительные, и негативные результаты. Много значит, что мы получили поддержку у нынешнего Президента Украины Виктора Ющенко. Он сделал важный шаг в этом направлении – написал письмо к Патриарху о признании УПЦ КП автокефалией. В Стамбуле он лично встречался со Вселенским Патриархом, принимал в Киеве их делегацию. Так что в этом направлении есть положительные сдвиги – поскольку раньше Леонид Кучма хоть и декларировал свою поддержку, но дальше слов ничего не было.
Но здесь нас по-прежнему тревожит позиция Московского патриархата. Москва не хочет видеть в Укриане Автокефальную Церковь и настаивает, чтобы, как и раньше Украинская Церковь находилась в ее составе. Это чисто политические намерения. За ними прячется желание иметь Украину под своим духовным влиянием. А это ослабляет само украинское государство – об этом ярко свидетельствуют прошедшие президентские выборы.
На определенном этапе даже стал вопрос: не утопична ли сама по себе идея объединения и создания Единой Поместной Церкви? Я уверен , что мы своей цели все же достигнем.
Какие для этого есть основания? История свидетельствует и каноны подтверждают, что каждое государство должно иметь свою независимую церковь. Примеров множество. Это и Грузия, и Греция, и Румыния, и Болгария, и Сербия . Во всех этих странах есть Поместные Церкви. Не следует забывать, что и Российская Церковь некогда была в составе Константинопольского Патриархата – но как только Московское княжество набрало силы и оформилось государственно, эта Церковь тоже отделилась от Константинопольского патриархата , и согласия у не спрашивала. Точно так же и мы – не нуждаемся теперь в согласии Московского патриархата и находимся с ними в равных условиях. Поэтому я верю, что когда нашу церковь признает Вселенский патрархат, к нам присоединятся и те, кто сегодня еще находится в юрисдикции патриархата Московского.
- Поддержку этой объединительной идеи со стороны главы государства Ваши оппоненты не раз называли нарушением Конституции – поскольку ее положениями церковь в Укриане от государства отделена...
- Москва использует любые возможности, лишь бы препятствовать тому, что обязательно произойдет. Когда Ющенко стал публично уделять внимание церковным проблемам, Москва сразу же громко стала заявлять о том, что государство не должно вмешиваться в церковные дела. Но разве государство вмешивается в нашу жизнь? Церковь действует у нас свободно. Давайте посмотрим с другой стороны: а должна ли власть заботиться о нормализации церковных отношений в стране? Содействие – это одно, а вмешательство – это совсем иное. Возьмем параллель российскую: разве президент России не заботится об объединении всех российских зарубежных церквей с Российским патриархатом? Вот здесь и видим московское лукавство.
.
- Какова позиция УПЦ КП относительно переезда главы Украинской Греко-католической церкви Любомира Гузара в Киев?
- Киевский патриархат считает, что это внутреннее дело УГКЦ. Она имеет свое право иметь свой центр в столице, как и другие церкви. Некоторые высказвали боязнь, что в связи с этим проявится прозолитизм, то есть обращение православных к католической церкви. Но я считаю, что такой опасности нет. Опыт существования Греко-католических парафий в Киеве подтверждает, что перехода в католическую церковь православных верующих в общем-то нет, парафии их увеличиваются разве что за счет части тех, кто раньше вообще не относили себя ни к какой церкви. Вообще я считаю, что перспектив на значительное увеличение Греко-католической церкви за пределами Галичины нет. Это объясняется, прежде всего, тем, что борьба между православием и католицизмом длится уже свыше 400 лет. И православие уже выстояло. Уж если в тех жестких условиях оно смогло защитить себя, то в своем независимом государстве православию ничего не грозит. Но наша миссия – не в том, чтобы бороться между собой. Мы должны вместе возрождать нашу духовность. Так что пусть вместе работают и греко-католики, и православные, и другие – лишь бы мораль в нашем обществе повышалась.
- В последнее время одна из острых тем – проявление отдельных фактов антисемитизма, в частности, в Киеве. Что Вы думаете по этому поводу?
- Я не считаю, что в Украине есть антисемитизм. Если взять тот случай, когда повредили синагогу Бродского, то я расцениваю это, как варварство по отношению к церкви вообще. Повредили ведь и храм на Аскольдовой могиле. Рассматривать это как семитизм? Я бы рассматривал это под другим углом. Христианские церкви толерантно относятся ко всем религиям. И нет оснований для того, чтобы в Украине кто-то враждовал с евреями.
- Неоднозначно было воспринято нашим обществом решение о введении в школьные программы изучения христианской этики. Знакомясь с этой темой, мне показалось, что в самых разных регионах страны идея о преподавании в школе христианской этики была воспринята более положительно, чем в столице. Так ли это?
- Действительно, так и есть. Напомню, что все христианские церкви на протяжении многих лет пытаются достичь цели – преподавания христианской этики в школах. Благодаря поддержке Виктора Ющенко Министерство образования приняло, наконец-то, соответсвующее решение о факультативном преподавании этого предмета в общеобразовательных школах. Родители имеют возможность выбора – что изучать их ребенку : то ли предмет под названием «Этика», то ли «Христанскую этику». Министерство образованяи приступило к разработке учебной программы. Создана специальная комиссия, в состав которой вошли как педагоги, так и представители разных церквей. Предполагается, что в программе будут все общие позиции, присущие каждой христианской церкви и будут исключены все противоречивые моменты. После утверждения программы будет написан учебник, с которым будут работать педагоги. Преподаватели обязательно пройдут специальную подготовку . У нас есть несколько центров, где это можно сделать: В Черновицком университете на философско-теологическом факультете, в Острожской академии, в Донецком институте искусственного интеллекта. Есть предложение, чтобы и в Киеве университет имени Драгоманова занимался подготовкой таких специалистов.
Кто выступает против этого? Во-первых, атеисты. Поскольку таких людей много и в том же Министерстве просвещения, и на руководящих постах в различных учебных заведениях, их сопротивление ощутимо. Аргументируют свою позицию они опять тем же, что по Конституции церковь отделена от государства. Но, на наш взгляд, здесь нет никакого противоречия – ведь преподавать христианскую этику будут не священники, а педагоги. Кроме того, в Конституции не записано, что воспитание и образование должно проходить в духе атеизма – гарантируется свобода выбора. Вот в рамках этой свободы выбора и предлагается факультатив по изучению христанской этики – как культурной составляющей истории всего нашего народа.
Воспрепятствовать введению упомянутого предмета в школе пытаются и другой аргументацией – когда говорят о мнгоконфессиональности Украины. В этом есть доля правды. Но нельзя забывать, что Украина преимущественно – православное государство. Социологические исследования показывают, что верующих в Украине около 70% от всего населения. Близко 5% - это атеисты, 25 % - нейтральны и по отношению к религии, и по отношению к атеизму.
Из тех же 70% верующих около 60%- православные, 2 %- протестанты и 7; – греко-католиков и католиков. Поэтому мы считаем, что в системе образования должен присутствовать предмет, раскрывающий общехристианские ценности, присущие каждой религии, но с учетом наших традиций и нашей культуры. Ведь именно с христианством связаны такие пласты украинской культуры, как архитектура, музыка, живопись. Все это должны знать дети. А вот чего не должно быть на этих уроках – так это разжигания религиозной розни.
- А как, на Ваш взгляд, Украина очень изменилась за последние 15 лет?
- Главное изменение- это, конечно же, то, что она стала независимым государством. Но это внешенее изменение. Внутри же самого переходного процесса от социалистической системе к рыночной мы видим массу болезненных трудностей. Даже после померанчевой революции - когда народ с таким энтузиазмом выступил на защиту демократии, своих прав – мы видим, что далеко не все происходит так, как говорилось на Майдане. Воплотить в жизнь обещанное пока что не удается. Но это не значит, что Украина не пойдет избранным путем. Пойдет, обязательно. Почему пока это идет так медленно? Да потому что силы зла, против которых боролись люди, никуда же не делись, они остались в Украине, и они не спят, а действуют. Но главное, что необходимо понимать – наш народ уже не тот, он постепенно освобождается от неволи психологически, раскрепощается и это дает надежды на лучшее. Но этим путем нужно идти, не сворачивая на путь неправды
(Для журнала "Публичные люди", опубликовано неполностью)
понедельник, 22 сентября 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий