понедельник, 22 сентября 2008 г.

Москва заказала нам Батьку Махно

Снимается кино


Нестор Иванович Махно – одна из самых загадочных и легендарных фигур тревожного революционного времени и периода гражданской войны в Украине. «Бей красных, пока не побелеют, бей белых, пока не покраснеют» - вот так долгие годы очерчивали его жизненную философию историки, публицисты, кинематографисты. Корреспонденты «Газеты…» побывали в художественно-этнографическом музее под Переяславом –Хмельницким, где сейчас по заказу москвичей снимается значительная часть нового, 12-серийного фильма «Махно».


Детство – это в жизни самое серьезное

До сих пор никто не смог дать однозначных ответов на вопросы, почему 30-летнего «батьку» и любили, и ненавидели тысячи самых разных людей. Множество противоречивых легенд об этом человеке живы и сегодня. Ежегодно махновскими тропами по селам и лесам юго-востока страны бродит немало любопытных – ведь, говорят, в самых труднодоступных местах до наших дней сохранились еще остатки атаманских куреней. В начале 70-х годов на этом маршруте побывал и Владимир Высоцкий, всерьез увлекшийся образом Нестора Ивановича и мечтавший воплотить его образ на экране. Тогда ему даже посчастливилось встретить тех, кто еще помнил то грозовое время.

…До Переяслава мы доехали из Киева маршруткой, а там на автостанции, по предварительной договоренности нас встретила машина , обслуживающая съемочную группу. Минут через 15 мы въехали на территорию музея, который представляет собой натуральную украинскую деревню: кривые улочки, крытые соломой хаты, подворья с нехитрым скарбом, с густым ароматом чернобрывцов. Сама кинематографическая «база» расположилась в таком же, разве чуть боле просторном сельском дворе, с заросшим садом и хозяйственными постройками.
Одного взгляда было достаточно, чтобы убедиться – именно здесь нынче остановились на привал бойцы «народной армии» Нестора Махно. Где только можна было примостить, под солнышком сушились перепачканные глиной шинели, галифе, гимнастерки, сапоги, шапки, фуражки и прочее нехитрое обмундирование. «Это вчера снимали сцену, когда больше двухсот человек заходят в воду, - вот теперь сушим», - объяснил нам режиссер Юрий Хоменко. «А что сегодня будет?», - спрашиваю. «О, сегодня – самое необычное. Дети».
Я знаю Юрия Петровича Хоменко – режиссера, полвека работающего на киностудии им. А.Довженко, - давно. И знаю, что работа с детьми всегда доставляет ему огромное удовольствие. Именно этому человеку уже давно доверяют самые ответственные просмотры и отборы юных талантов. Тем более, что в период кинематографического застоя Хоменко много работал в развлекательных программах: «Как стать звездой», «Скрытая камера» и прочих.
Как выяснилось, и в этот раз Юрий Петрович не подкачал. Именно он привел на съемочную площадку 9-летнего Владика Поликашкина, исполняющего роль маленького Нестора. Когда-то он приметил этого малыша на одном из просмотров, а в нужную минуту вспомнил именно о нем. Правда, оказалось, что Владик к этому времени уже стал …профессиональным актером.
Только этим летом он снимается в трех телевизионных сериалах. И везде – в главных детских ролях!
Но каково было наше удивление, что и другие дети, занятые в этом фильме, тоже в кино – не новички. Так, например, еще один Владик – Карпенко- уже снимался в эпизодических ролях в недавно отснятых фильмах «Овод», «Утесов», «Братство».

Любо, братцы, любо…

…Около 11 часов начались съемки. Эпизоды этого дня были построены на том, чтобы показать: Нестор – лидер с самых малых лет. Он организовывает все мальчишечьи вылазки: налет на панские сады, воровство яблок, поход за петухом пана Данилевского после того, как накануне его побили на конюшне. Панский петух был дорогой, обученный, вот Нестор и решил отомстить: – украсть его и отравить. Мальчишки же смотрели на него как на лидера и шли за ним.
В промежутках между дублями взрослые на площадке нас шепотом просвещают: «Дальше эта линия будет продолжаться. Юный Нестор попадет в тюрьму после того, как с друзьями ограбит почтовую карету. Возвратится он в родные места уже совершеннолетним – в 21 год. Опять же организует свою команду и вместе они начнут мстить обидчикам. С теми, кого посчитают предателями, рассчитаются очень жестоко: убьют всех в один вечер. Это происходит в период абсолютного безвластия на территории Украины…»

Все эпизоды снимают быстро - дети играют замечательно, им практически не делают замечаний. Главный режиссер фильма Николай Каптан доволен: «Однозначно, со взрослыми мы бы снимали это намного дольше» - комментрует он просматриваемый на экране, тол ко что снятый материал. Правда, я замечаю, что у малышей был соблазн съесть больше чем нужно яблок при повторах одной из сцен – после налета на панский сад. Но за этим внимательно следят притихшие на площадке родители. В коротких перерывчиках они поправляют своим чадам съехавшие набекрень брыли и размотавшиеся при побеге из чужого сада такие непривычные для них онучи. «Вообще-то во времена детства Махно дети босиком бегали…»- слышу от кого-то и тут же переадресовываю вопрос режиссеру. «Да ладно, решили так снимать, - говорит мне Юрий Петрович».

В полуденную жару режиссеры решили дать малышам отдохнуть. Они в такие минуты выглядят очень серьезно и деловито. Подхожу к Поликашкину.

- Владик, тебе нравится Нестор?
- Да. Он смелый, справедливый. И у него стальной характер – мне бабушка рассказывала.
- А чем этот фильм отличается от тех, где ты уже снимался?
- Здесь все очень строго. И Махно сам очень строгий. Раньше я играл чьих то сыновей – а тут приходится все решать самому.
- А командовать тебе нравится?
- Лидером быть трудно, - вздыхает мальчишка.

Здесь же, на площадке знакомлюсь с мамой двух братьев Пазыч – Владиславом (9 лет) и Игорем (14 лет). Мама Лена рассказывает, что старший, который играет здесь страшего брата Нестора, всерьез увлекается историей Украины. Недавно написал сценарий «Запорожская Сечь». Пока свой труд никому не показывал кроме родных. После беседы с Игорем лично у меня сложилось впечатление, что этим 40-страничным сочинением, основанном на историческом материале, с пятью батальными сценами, должны поинтересоваться взрослые эксперты.

Женские образы

Нам к сожалению, не удалось в этот день встретиться с главной женщиной фильма – мамой Нестора Махно, которую играет Ада Роговцева.
В этот день она не была занята в съемках, как и повзрослевший сын – актер Павел Деревянко.
Зато с удовольствием мы пообщались с маленькой Настей (настоящее имя –Юля). Эта единственная девочка в компании сельских мальчуганов вызывала огромную симпатию и уважение. Юля призналась, что имя Настя ей не очень нравится, но это единственное, что ее огорчает. Ей приятно, что все мальчишки на площадке ее оберегают, стараются быть внимательными.
В реальной жизни Юля серьезно занимается танцами, поэтому с удовольствием и со знанием дела позирует перед камерой и объективом.


А кони тоже не простые…

Об этом нам рассказал главный конюх – человек, который сам подошел к нам и предложил рассказать о своих питомцах. «Звіть мене просто Петро»_ - обратися к нам обычный житель города Васильков и рассказал, что снялся уже в 15 кинокартинах – телесериалах и полнометражных художественных фильмах: и в «Мазепе», и в последнем китайском варианте эпопеи «Как закалялась сталь». Имеет в личном хозяйстве шестерых коней. Впервые полпал в кино на съемках картины «Черная рада» в 1998 году. С тех пор его приглашают туда, где в кадре по замыслу авторов появляются кони.

Что рассказывает о фильме «Махно» его главный режиссер Николай Каптан:

- Николай Николаевич, нам кто-то на площадке «посочувствовал», что мы попали на съемки в скучный день. Но если честно, такого ощущения нет. Все было очень интересно. А какое место сегодняшние эпизоды будут занимать в фильме?

- На самом деле это очень важные события для 12-серийной ленты. Несмотря на то, что они будут занимать немного места – лишь в первой серии, именно здесь зритель должен будет ощутить, как закладываются основные жизненные позиции, мировоззрение Нестора Махно. Он проживает в фильме целую жизнь – с 8 лет до самой смерти в Париже. Также мы отслеживаем в фильме сложные, трагические судьбы друзей его детства. Поэтому с детьми работаем очень тщательно. Я ничего не заставляю их делать в кадре, жду, пока они сами найдут решения тех или других эпизодов. Вот так развиваем в детях то анархическое начало.

-А как вы сами понимаете анархию?

-В это слово каждый человек вкладывает свое понимание. Некоторые просто умничают по этому поводу. Но вряд ли кто-то может дать на это полный исчерпывающий ответ. Я думаю, это можно было бы обозначить так: свободный человек, свободная жизнь.

-Свобода от чего?

От государства, от денежных отношений, от природных условий, да черт его знает…Свобдный человек в свободном обществе – вот такое сочетание было бы, наверное, идеальным.

А как вы попали в главрежи этого фильма?

- Меня пригласили продюсеры после фильма «Любовь слепа».
Я киевлянин, закончил наш кинофакультет в мастерской Юрия Ильенко. Так получилось, что как только закончил учебу – грянул кризис, зацепивший и кинопроизводство. Мне пришлось долгое время заниматься рекламными роликами. А года полтора назад снял первый сериал, и потом уже пошло. В государственные кабинеты я не вхож, по каким законам развивается и существует украинское кино судить не могу.

- Чем будет отличаться ваш Махно от привычного образа из старых кинофильмов?

- Кино тоталитарной эпохи выполняло не только соцзаказ, но и очень мощный заказ идеологический. А для идеологии Махно – очень неудобный человек. Я его анархизм обозначил для себя как «теория малой родины».В ней основными ценностями для человека есть то, что он живет в своем селе, в своем доме, у него есть близкие люди, с которым он общается, и никто им не должен не мешать, указывать, когда они должны сеять, кому что продавать или нет. Для такого большого и мощного государства как СССР такая позиция была крайне вредна, поэтому в старых фильмах был найден идеальный ход – высмеять Махно, создать его карикатурный образ и этим упростить, снивелировать основную идею, за которую он в общем-то, отдал жизнь.

Как вы определяете жанр своего фильма?

- Это скорее всего ближе к исторической драме. Будут разные элементы – и смешное, и грустное.

А насчет трудностей в съемках что скажете?

Как обычно - группа уже испытывает финансовые сложности. Я как режиссер, не знаю, каков точно бюджет фильма. Этим занимаются продюсеры. И это не советское кино, когда даже с масштабными батальными съемками особых проблем не было: отдавался приказ, приезжали воинские подразделения и все решалось с минимальными затратами. Теперь же за каждую лошадь, как и за каждую реквизитную деталь, нужно платить. Каждый человек, каждый костюм – это деньги, деньги, деньги…У сериала же есть продажная стоимость, а у каналов – покупная способность. Поэтому продюсерам приходится напряженно работать для того, чтобы соблюсти этот бюджетный баланс.

- То, что вы не уехали снимать на историческую родину Махно, а работаете здесь, тоже связано с экономией или есть другие причины?

Нет, мы снимаем тут потому, что на родине у Махно снимать невозможно. Эта зона индустриальной экспансии полностью преобразилась с тех пор. Там разрушен и этнос, и природа. У меня бабушка живет в Херсонской области, так я помню, что еще в середине 70-х годов в селе висела табличка «Эвакопункт». Приезжали переселенцы, получали какие-то ордера, им давали хаты… Большая часть этих людей принимала участие в строительстве многочисленных дамб, электростанций, и так полностью менялась вся атмосфера. Другие люди, другая жизнь…Так что для съемок там трудно найти что-то «живое».
А здесь, в музее, нас прекрасно приняли. Лет 12 назад я снимал тут свою курсовую корометкометражную работу «Сашко», которая затем была отмечена, побывала на Берлинском фестивале. Тогда Сикорсикй – директор музея – пошел навстречу бедному студенту и разрешил снимать совершенно бесплатно.
Комплекс этот уникальный. Он хоть и не единственный этнографический музей в Украине, но самый «настоящий».

Когда фильм будет готов?

До Нового года съемки должны быть завершены, а на весну планируется премьера. Но снимать еще очень много. Я мечтаю даже о Париже – снять там последние годы жизни Нестора. И в других местах еще буде снимать. На полигоне в Белой Церкви - стрельбы, а Каменец-Подольск будет изображать Екатиринослав, теперешний Днепропетровск и другие города, которых уже нет в том виде, как было при жизни Махно.

Что вы скажете о главном исполнителе?

Главного героя играет очень хороший актер -Павел Деревянко. Он очень тщательно работает над материалом, и я не уверен, что картина могла бы состояться без него. Павел - московский, очень модный театральный актер. Его опыт сериально-киношный еще пока невелик и лицо, как принято говорить, нерастиражировано. Но вот в ближайшее время на экраны выходит картина Павла Лунгина «Мертвые души», где Деревянко воплотит компиляцию трех гоголевских героев. Так что уверен - этот талантливый актер будет очень популярным.


А кто все же первым увидит картину?

Фильм заказала одна очень крупная частная московская компания. Кто ее увидит сразу – не знаю, но скорее всего, какие-то российские каналы ее покажут, а потом, надеюсь, она появится и на наших экранах.
Со сценарием был подготовительный период, когда мы определяли, какие будут сюжетные линии, какие основные детали. И первоисточник пришлось очень серьезно перерабатывать, несмотря на то, что в подготовке его принимали участие известные авторы, на счету у которых популярные в свое время фильмы: «Адъютант его превосходительства», «Дума о Ковпаке».

лето 2005, "Газета по-киевски"

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

Спасибо за новост