понедельник, 22 сентября 2008 г.

Интервью с Б.НЕМЦОВЫМ

Вредный советник

22/06/2005 Газета по-киевски

НЕМЦОВ УДИВЛЕН УПРЯМСТВОМ ЮЛИ И НЕБРЕЗГЛИВОСТЬЮ МОРОЗА. И ЕЩЕ ОН НЕ ХОЧЕТ РЕВОЛЮЦИИ В РОССИИ
После провала демократических сил на последних парламентских выборах в России один из самых колоритных «младореформаторов» Борис Немцов нашел для себя весьма оригинальный способ не уйти в тень и остаться на устах. Ринувшись в нашу оранжевую революцию, после победы он получил статус советника Виктора Ющенко. Его комментарии нынешних киевских событий в СМИ вызывают бурю эмоций в среде украинских политиков: Немцова обозвали агентом Кремля и потребовали от Ющенко немедленной отставки бывшего ельцинского любимца. И хотя Президент никаких действий в отношении Немцова пока не предпринимал, «Газета...» отправилась к возмутителю спокойствия в Москву – дабы от него лично узнать: а отчего, собственно, он так «запал» на Украину?

– Борис Ефимович, а что же это у вас в кабинете ничего оранжевого?
– Так мы же здесь работаем, а не политикой занимаемся. (Мы беседуем с Немцовым в его кабинете председателя совета директоров концерна «Нефтяной». – Авт.) Это дома у меня все оранжевое. Огромное количество разных штучек.
– А в Москве уже не шарахаются от оранжевого цвета?
– Цвета – нет. Уже нет. Хотя помню, зимой Жириновский с Рогозиным пытались через законопроект запретить этот цвет. И все же боязнь оранжевой революции здесь такова, что напоминает мне иногда паранойю. Путинская пропаганда месяцами внушала, что Ющенко – украинский националист, чуть ли не фашист. И это продолжается и сейчас, хотя уже не так агрессивно. Любой конфликт, неудача – и об этом российские каналы говорят с утра до вечера. Я не поленился и сделал русский опрос по поводу того, как относятся к Ющенко, к Тимошенко и к Украине в целом. Так вот, к Украине народ в России относится хорошо, что бы там ему ни вешали на уши, это генетически обусловленная вещь. А к Ющенко и Тимошенко – плохо. Вот это – результат пропаганды.
– А вы в Киеве чувствуете себя уютно?
– Когда хожу по улицам Киева – чувствую себя как дома. Люди узнают, улыбаются, заговаривают со мной. Многие считают, что я уже поселился в Киеве. Я действительно сейчас часто туда приезжаю. Снял квартиру в районе Ботанического сада. Там просто супертихое и красивое место. Я такой кайф испытываю... У меня в Москве из квартиры вид на Кремль – это, конечно, тоже неповторимо, но в Киеве я ощущаю покой, умиротворение. Киевляне – очень доброжелательные люди, они намного спокойнее, чем москвичи. И мне кажется даже, что они душевней и мягче. Я долгие годы прожил в Нижнем Новгороде, и к московскому ритму привыкал долго. Киев в смысле ритма – это для меня нечто среднее между Москвой и Нижним.
– Какие советы хочет услышать от вас Ющенко?
– Ющенко назначил меня советником по экономическим вопросам. Главная моя задача – улучшение экономического климата в Украине. Оранжевая революция разбудила такой силы энтузиазм, дала сумасшедший импульс развитию Украины, который нельзя терять. Действительно, многие и в России, и в Европе с большой надеждой смотрят на то, что у вас происходит. Очень многие мои знакомые и здесь, и на Западе готовы были вкладывать огромные деньги в Украину. Счет может идти на миллиарды! Последующие события людей как-то сильно напрягли и насторожили. Когда пошла ругань – начиная от «Криворожстали» до футбольного клуба «Динамо», люди, которые готовы были рискнуть своими деньгами, сильно призадумались. И деньги сейчас находятся «на низком старте». Это очень обидно. Деньги ведь любят тишину и не любят разборок.
– Вы обсуждали это с украинским президентом?
– У нас по этому поводу было много разговоров. Я считаю, что позиция самого Президента в этих вопросах очень взвешенная и правильная. Но в отличие от России, в Украине Президент – не самодержец. У вас есть другие центры принятия решений, в частности, Кабинет Министров, парламент. К моему удивлению выяснилось, что предложения Ющенко частенько просто игнорируются. Мне кажется, Тимошенко очень упряма. И вот этого я не могу понять, да и в России это никому не понятно. Нельзя даже представить, что Путин дает какие-то указания Фрадкову, а он тут же все делает с точностью до наоборот.
Я с уважением отношусь к Юлии Владимировне, считаю, что она, безусловно, выдающийся политик, причем мирового уровня. Юля – реальный герой оранжевой революции. Без нее вряд ли случилось бы то, что случилось. Я уже не говорю о ее привлекательности – это банально. Но это же не значит, что я должен согласиться с ее действиями. Многие вещи, которые она делает, – опасны. Главным в работе власти должен быть принцип: «Не навреди». Буйство и желание все сокрушить и поменять приводит только к негативу. Вот почему в наших странах плохо живут? Потому что каждый следующий приходит и говорит: «Все, что до меня было, – было ужасно». И все до основания разрушается.
– Но ведь вы не ожидали, что все у нас будет просто...
– Уверен, что Украине предстоит очень сложный путь. Я бы сравнил это с движением УАЗика по ухабистой дороге в распутицу где-нибудь между Ржевом и Тверью: с потерей кардана, с разворотами, авариями...Такой зигзагообразный ужас. Но я очень хочу, чтобы Украина имела успех, потому что считаю: демократическая Украина может показать пример России, и тогда у нас появляется уникальный шанс делать то же самое, а не строить диктатуру. Скажем так, у меня к Украине российский интерес.
– А куда движется Россия? Вот лидер наших социалистов Александр Мороз сблизился с Дмитрием Рогозиным, одним из самых заметных российских политиков «новой волны». Кто у кого перенимает опыт?
– Ситуация в России тревожная. Национал-социалистические силы, в том числе представленные Дмитрием Рогозиным, набирают обороты. Для Украины это очень опасная тенденция. Я вообще не понимаю, почему Александр Александрович так тесно общается с Рогозиным. Ведь это тот человек, кто первым устроил истерику по поводу Тузлы. Что, все уже забыли об этом? Кроме того, он долгое время поддерживал Януковича, и уже потом переметнулся в другой стан, как это нередко бывает. Именно он постоянно кричит о «русском» Крыме и Севастополе. Мне кажется, что Мороз – такой уважаемый политик, который ориентируется на европейский вектор, на Социнтерн, допускает ошибку. Думаю, отношение социалистов к национал-социалистам должно быть брезгливым....
– Недавний украинский опыт может быть использован оппозицией в России?
– Как говорил ваш предыдущий президент, Украина – не Россия, и Россия – это тоже не Украина. Многое нас объединяет, но есть то, что делает наши страны очень разными. У вас нет Чечни, и нет Кавказа, и нет такой национальной розни и ненависти. Украина – европейская страна, географически и ментально. И еще одно: Украина не имеет комплекса империи. Россия же раздирается национальными противоречиями, это многоконфессиональная страна, и исламский фактор здесь играет большую роль, а имперский комплекс неимоверно велик.
Поэтому революции здесь и у вас не могут развиваться одинаково. Тут все будет жестче и кровавей. Полезно помнить классику: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный». Поэтому я не сторонник революционного сценария для России. Призывать народ к свержению фашистского режима Путина я не буду. Не потому, что я его люблю – меня в любви к Путину пока еще никто не обвинял. Но я люблю Россию, и потому хочу, чтоб никто не погиб и не пострадал ради удовлетворения амбиций каких-то там радикальных политиков.
– Ощущаете себя посредником между Москвой и Киевом, между двумя президентами?
– Между первым и вторым турами выборов я хорошо знал ситуацию и предлагал кремлевским не делать глупостей, занять, как минимум, взвешенную позицию. Это был последний раз, когда я с ними о чем-то говорил. Они совершили ужасную глупость. Вот те мои действия можно было назвать посредническими. А сейчас... Помните, был такой фильм – «Свой среди чужих, чужой среди своих»? Юлия Владимировна считает меня агентом Кремля, а кремлевские считают меня агентом оранжевых. В принципе, меня такое положение вполне устраивает, потому что я остаюсь самим собой.

Комментариев нет: