понедельник, 22 сентября 2008 г.

Коммунист об Оранжевых

Георгий КРЮЧКОВ:«ЛЮДИ ПОДДЕРЖАЛИ МАЙДАН ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО»
20/05/2005 "Газета по-киевски"

Во властных коридорах в последнее время ощущается некое напряжение. Например, представители разных парламентских фракций в откровениях с журналистами все чаще употребляют слово «зыбкий». С просьбой дать оценку того, что происходит сейчас «в верхах», «Газета...» обратилась к одному из «старейшин» украинского парламента, главе комитета по вопросам национальной обороны и безопасности Георгию Крючкову. Почитайте, здесь говорится такое, что странно слышать от коммуниста. Хотя и без «коммунистического» не обошлось...
– Можно ли допустить, что Ющенко решится на отставку Юлии Владимировны в ближайшее время?
– Я не исключаю скорой отставки Юлии Тимошенко. При той обстановке, которая сложилась в самом правительстве, между премьером и главой СНБО, это вполне реально. Наружу выплескиваются такие неприглядные вещи, что в нормальном обществе это недо-пустимо. Когда Ющенко вынужден публично рассказывать, что при личных встречах он просит Тимошенко и Порошенко примириться, протянуть руку дружбы... Это мелко и недостойно. А эти выходы – то на лед, то в театр, то на лошадях покататься? Это ж детский сад какой-то. От всего этого веет какой-то инфантильностью. Точно так же простыми людьми не может восприниматься положительно ежедневная смена нарядов. Ведь это все глубже убеждает, что многие сегодняшние представители власти далеки от народа, они не понимают, какой может быть реакция там, внизу.

– Но ведь это большой риск для Ющенко?
– Для Ющенко нет никакой опасности в том, что Тимошенко уйдет с поста. Для него лично нет никакой разницы – будет ли она премьером, не будет... Он избран на определенный срок. Поводов для импичмента у него нет. Думаю, таковых и не будет. Он все же не Кучма. Дальше все будет зависеть от того, как сложатся отношения как внутри страны, так и на международной арене. Но лично для себя я так до сих пор и не прояснил: кто он, Ющенко? Он самодостаточная фигура или просто действует как Кучма на первом этапе своего президентства, когда мнение главы государства определялось тем, кто последним выходил из его кабинета.
Люди поддержали Майдан очень правильно. Дольше терпеть режим Кучмы было нельзя. Это совершенно очевидно. Страна, которая может быть образцом для всех, оказалась нищенкой-побирушкой. Вопиющее презрение к человеку, растаптывание конституционных прав и свобод... И когда людям говорили, что будет честная власть, что бизнес будет отделен от политики, как же было не поддержать? Тем более что у левых духу не хватило возглавить это дело. А может, Ющенко – мессия – действительно способен все это воплотить? И люди туда пошли. С глубокими и искренними чувствами. Но ведь их самые лучшие побуждения обмануты – мы это уже видим. Разве было когда в истории Украины, чтобы была такая концентрация у власти людей от крупного бизнеса? А какие страсти разгорелись вокруг того же министра юстиции? Да каким бы он ни был – человек сказал неправду. И только за это в любой нормальной стране таких людей освобождают. А у нас – нет. Президент даже выступает в его защиту.

– Если народ разочаруется в Ющенко, найдутся силы, которые снова выведут его на Майдан?
– Нет, людей в таком формате на Майдан уже никто не поднимет в ближайшем будущем. В Киеве еще нет резко отрицательного отношения к представителям новой власти. И все же люди начинают задумываться, что же все-таки произошло? И эта неуверенность проявляется всеми сторонами. Ведь и власть не уверена в себе. Бравурные заявления, которые делает Тимошенко, еще ни о чем не говорят. Если пронаблюдать за тем, какую позицию по отношению к нынешней Украине занял Запад, здесь мы видим ту же неуверенность и, следовательно, неспешность. Запад не торопится принимать какие-то принципиальные решения в отношении нас. Ну вот хотя бы пресловутая поправка Джексона–Веника. Анахронизм, суть которого все понимают. Стоило бы просто вынести вопрос на голосование – все решилось бы автоматически. Но ведь они и этого не делают. Ждут, по-видимому, что покажут выборы в Украине в следующем году.

– И что же они могут нам принести, эти будущие выборы?
– Трудно говорить об этом. Проблема в том, что у оппозиционной части, вернее, той, что себя так называет, нет лидера. Литвин прав. Вот, скажем, Коновалюк. Он недавно возглавил «Трудовую Украину». Хорошая кандидатура. Но ведь времени мало на раскрутку. Среди фигур, которые могли бы объединить, – конечно, Литвин. Но ведь его пытаются уничтожить как политика. Если он устоит и его не заставят пойти на какие-то дела, он мог бы стать лидером, вокруг которого сгруппировались бы многие. Янукович однозначно утратил свои позиции. Ведь и Кучма поддерживал его лишь для того, чтоб провалить избрание нового президента и остаться на третий срок. Я бы не сказал, что у Януковича нет положительных качеств. Но он уже не фигура! Медведчук? Тем более. Злой гений Кучмы, и его, как мне кажется, общество не только не воспринимает – его просто ненавидят. А других нет, нет! Хотя практически осталось полгода до определения конфигурации.

– Принятие конституционной реформы может как-то стабилизировать ситуацию?
– Реформа нынешнюю ситуацию в стране не спасет. Сейчас вопрос лишь в том, состоится она или нет. Позиция Президента здесь тоже неясна и расплывчата. Госсекретарь Александр Зинченко говорит уже о каком-то референдуме. Понятно, что все будет делаться властью для того, чтобы реформа не состоялась. Интересно, как в такой ситуации будет чувствовать себя Александр Мороз? Ведь он похвалялся, что «пробил» реформу. Конечно, сама реформа правильная. Уж коль мы нацелились идти в Европу, то именно такую модель и нужно брать за образец. Она себя там оправдывает. А при том сосредоточении полномочий, какие есть сейчас у нашего Президента, мы же опять в результате можем откатиться назад, к авторитаризму. Уже сейчас наметилась тенденция – превратить парламент в придаток к правительству. На встречах с руководителями фракций, групп и комитетов обеспокоенность этим звучит. Ведь что предлагается? Чтобы правящая коалиция формировала правительство и сама же отвечала за это правительство. Что это может означать в данном случае? Однозначную и безоговорочную поддержку всех предлагаемых правительством мер? Что тогда останется от самого парламента? Для того, чтобы нейтрализовать подобное, нужно уточнить некоторые положения в концепции реформы. Но проводить ее нужно. Не секрет, что Тимошенко спит и видит себя президентом. Поэтому она будет всячески препятствовать проведению реформы – зачем ей ограничивать свои полномочия? К сожалению, я предвижу борьбу – грязную, жестокую, тяжелую, со всеми вытекающими последствиями. И в связи с этим лично у меня очень грустное и пессимистическое настроение.

Комментариев нет: