понедельник, 22 сентября 2008 г.

ПОХОРОНЫ ПАТРИАРХА

«Черный вторник» 10 лет хранит в себе страшные тайны


10 лет назад на Софиевском майдане произошло жуткое побоище. Тогда последний земной путь Патриарха УПЦ-КП Владимира обагрился кровью. Сколько людей пострадало тогда под камнями и милицейскими дубинками - до сих пор неизвестно. А могила его, наспех вырытая под воротами Святой Софии, по-прежнему саднит в душе многих верующих незаживающей раной.
Все в тот день было не по-человечески, не по-христиански. Сегодня почти все обвиняют в тех событиях старую власть. По горячим следам события в 1995 году пресса причиной случившегося называла раскол среди украинских церковников и сговор некоторых с «высокими» политиками. По мнению многих, личность усопшего Патриарха была весьма подходящей фигурой для провокации, открывавшей путь и к вершинам власти, и к неслыханному обогащению.



Жертвы до сих пор не сосчитаны

…Когда во время массовой потасовки между милицией и участниками похоронной процессии страсти раскалились до предела, мальчик лет десяти, крепко прижавши к себе флаг, переданный ему взрослыми, побежал в сторону памятника Богдана Хмельницкого. Очевидец тех событий член рады старейшин Украинского казачества Юрий Климович утверждает: видел, как за ребенком гнались люди в униформе и требовали отдать им флаг. Что произошло потом - неизвестно. Говорят, ночью малыша нашли убитым в одной из ближайших подворотен…
Среди очевидцев и участников тех событий принято считать, что тогда погибло несколько молодых ребят из УНА-УНСО, которые во время похорон Владимира Романюка охраняли процессию. В телефонном разговоре с корреспондентом газеты народный депутат Андрей Шкиль – один из тогдашних лидеров УНА-УНСО, сказал, что официально было названо только одно имя погибшего члена их организации. Какое именно – он нынче вспомнить не смог: «Нужно поднять архивы…», - сказал.
И рассказ Климовича официально ни подтвердить, ни опровергнуть не берется никто. Уверенно говорят о том, что человеческие жертвы в тот день были, но количество их неизвестно никому. Кто-то называет пять, кто-то – десять человек. «Да все же видели кровь, видели лежавших растерзанных людей. Думаю, их просто сгрузили ночью и всех скопом куда-то вывезли, - продолжает Климович. – А расследования никакого власть не вела, потому что это все она и устроила».


Загадочная смерть Патриарха

Одной из главных загадок по сей день остается и сама кончина Владимира Романюка.
По воспоминаниям близких к покойному, 14 июля 1995 года около девятнадцати часов, после таинственного телефонного звонка Патриарх облачился в цивильный костюм и в сопровождении келейника вышел из своей резиденции и направился в Ботанический возле Университета. Там на одной из скамеек, ему была назначена встреча. Келейник долго хранил молчание и лишь через два дня рассказал о некоторых подробностях родным покойного. В саду Романюка ожидали две женщины, которых позже так никто и не смог найти. Келейник утверждает, что остался далеко в стороне, а потому ничего не слышал и не видел. Когда же Патриарху стало плохо, он бегал вызывать машину скорой помощи. Со слов келейника, первую помощь Романюку оказывали те самые таинственные собеседницы и какая-то третья женщина, случайно проходившая мимо. Только ее одну застала рядом с уже бездыханным телом прибывшая к месту происшествия скорая помощь. Две другие незнакомки исчезли. К месту кончины Романюка прибыли для снятия показаний сотрудники милиции, но почему-то из Печерского райотдела, а не из Старокиевского, на территории которого расположен ботанический сад, что тоже не совсем понятно. Поговоривали, что у Володимира были сломаны ребра. Это могло быть следствием того, что Патриарху якобы делали искусственное дыхание и массаж сердца. Тело первоначально отправили в больницу, но вскоре, не сделав вскрытия, перевезли в Феодосиевскую церковь. Патолого-анатомическое исследование было сделано на следующий день, но его результаты опубликованы не были. Откуда появилось столь уверенное официальное утверждение о сердечном приступе, также не вполне ясно. Очевидцы говорили о каких-то темных пятнах на лице патриарха. Лишь спустя месяц после происшедшего сын Владимира Тарас Романюк сообщил, что удовлетворен результатами судебно-медицинской экспертизы, результаты которой ему были представлены, и считает, что его отец действительно скончался от сердечного приступа.
Сын Патриарха , Тарас Романюк, священник Покровской цекрви: «Я уверен, что причиной смерти отца был действительно сердечный приступ. Это подтвердила экспертиза. Год этого был очень тяжелым, доктора после четвертого инфаркта вообще называли чудом то, что отец остался жить. Они уговаривали его изменить образ жизни. Конечно, он мог бы еще како-ето время прожить, если бы не брал на себя большую ответственности, если бы пошел на покой, уединился бы…Конечно же, я не исключаю, что смерть отца могла быть спровоцирована внешними факторами, но это не значит, что это было какое-то отравление или что-нибудь подобное. А если это произошло на нервной почве, на каком-то срыве, в результате какой-то перепалки - вполне допускаю. Это было сделать легко. Во время прогулок по Ботаническому саду его практически всегда преследовали какие-то люди, вступали с ним в дискуссии. Мне не всегда удавалось быть рядом с ним, чтобы ограждать от таких нежелательных собеседников. Возможно, так было и в тот вечер».

Не секрет, что еще в 1995 году одним из подстрекателей побоища некоторые из лагеря идейных противников называли Владимира Денисенко – нынешнего Патриарха УПЦ КП Филарета, занявшего место Романюка. Вот что говорит об этом Тарас Романюк: «Действительно, были некоторые элементы трений с Филаретом, но потом отношения были нормализованы. Они начинали вместе, когда отец еще не был Патриархом. Я бы не сказал, что у них были какие-то личные противоречия. Скорее, это исходило от ближайшего окружения – отцовского, с одной стороны, и филаретовского – с другой. Это, конечно же, влияло на общую атмосферу, но уже незадолго перед смертью отца по многим вопросам было достигнуто понимание. Тем более, что идейно они держались вместе на уровне сопротивления Московскому патриархату».

14 июля, в день панихиды в связи с 10-летием смерти Владимира, мы застали у его могилы служительницу Анну. Она тоже не верит в естественную смерть Патриарха. Она, как и многие другие прихожане Покровской цекви на Подоле – где сейчас служит и сын покойного патриарха – Тарас – очень часто приходит сюда, ухаживает за могилой. «Мы его уже считаем великомучеником. Пять раз его бросали в тюрьму, и последний - даже приговорили к высшей мере наказания - расстрелу. И если бы канадская диаспора не обратилась тогда к американскому президенту Рональду Рейгану, а тот в свою очередь – к Горбачеву – то неизвестно, как бы все повернулось. Кому он мешал? Уже все шло к объединению украинских церквей: Киевского и Московского патриархатов и Украинской автокефальной. Романюк был в центре этих переговоров. Противников же этой идеи до сих пор немало. Смерть Патриарха для нас осталась загадочной и трагической. Инфаркты у него были, но все же есть основания предполагать, что умер он не так просто».

Кровавая бойня

Сначала людям вроде бы разрешили провести похороны на Софиевском майдане. Хотя власть так и не дала никакого официального заключения. Президент Кучма в те дни был в заграничной поездке, а премьер-министр Евгений Марчук, похоже, получил-таки указания не идти на поводу у УПЦ КП, близкой к прежнему президенту – Леониду Кравчуку. Видимо, поэтому от государственных властей исходило изначально неприемлемое для Киевского патриархата и его прихожан предложение – похоронить Романюкак на Байковом кладбище. Тем самым власть становилась на сторону другого крыла украинского православия и признавала Романюка простым мирянином. Как запасной вариант, обсуждался еще вариант захоронения Патриарха на территории Выдубецкого монастрыя. Но на то время и его статус был весьма неопределнным, да и верующие стояли на том, что их Патриарх должен быть похоронен как принято священнику такого сана – в одной из двух главных христианских святынь, то ли в Киево-Печерской Лавре, то ли в Софии Киевской.
…Отряд ОМОНа, как из засады, вылетел из соборных ворот неожиданно, когда гроб с телом Владимира готовились засыпать землей, а народу на площади собралось порядочно. Раздался клич — «Очистить площадь!» Как писала тогда газета «Зеркало недели»: «не видели еще киевские площади и улицы ударов резиновыми «демократизаторами» в спину убегающим людям пожилого возраста. И сколько бы не говорили о провокационной роли УНА-УНСО, неужели безусый щуплый юнец, столь мало похожий на бравого боевика, заслужил удары ногами в живот и лицом об асфальт?..»
Среди тех, кто провожал в последний путь Владимира Романюка, было много известных политиков, бывших советских «диссидентов» и «буржуазных националистов», в том числе и сокамерник Романюка по одной из тюремных ссылок – Евгений Пронюк.
Как вспоминает Александр Вертелецкий, автор документального фильма о тех событиях под названием «Дорога Креста», у самого края могилы стоял Вячеслав Черновил. Когда из ворот Софии вырваласть черная толпа беркутовцев и дубинками стала разгонять людей, он закричал: «Снимайте! Для истории! Может, это конец нынешней власти!..»
«Для всех это был шок, - говорит Вертелецкий. - Чтобы так разогнать похоронную процессию… Кучма убежал, оставил Романа Шпека, а тот не знал, что делать в такой ситуации…»
А вот премьеру Марчуку свидетели тех событий не прочь припомнить те события. Говорят, что тогда эхом докатилась до Софийской площади фраза, сказанная ним на заседании правительства: «Толпа не будет мне диктовать законы». В нашем разговоре Андрей Шкиль также упомянул, что Марчук с тех самых пор явно избегает упоминать события «черного вторника». И действительно, никогда, даже когда Евгений Кириллович баллотировался на пост Президента Украины и его речи пестрили обличительными пассажами в адрес Кучмы, он, по-видимому, не рискнул доставать слишком уж крапленую и для себя карту так не рискнул .

… и еще несколько лет провокаций

Казаки Свято-Софиевского куреня более трех лет ежедневно и еженощно по 3-4 человека охраняли могилу Патриарха. Позже к ним присоединились и казаки из куреня имени Богдана Хмельницкого. Это было необходимо, поскольку в первые годы здесь неоднократно предпринимались попытки осквернить могилу, а милиция как-то уж очень демонстративно не обращала внимания на это внимание. Дежурившие у могилы патриарха были сами по себе, милиция же – отдельно. Даже когда казакам в зимний период разрешили временно установить здесь скромный киоск, где можно было хоть как-то погреться, и вскоре его ограбили – и тогда милиция не предприняла никаких мер безопасности. Власть в упор «не видела» могилы Патриарха на Софийской площади. Юрий Климович рассказывает, что неоднократно ему и его друзьям приходилось гоняться через площадь и подворотни за теми, кто приходил к могиле – преимущественно в темное время суток - явно с грязными намерениями. По его словам, казакам приходилось осуществлять наблюдение даже из окон квартир, выходивших на Софийскую площадь. «Я живу в этом районе очень давно, все ходы-выходы вплоть до подземных лазов знаю очень хорошо, - рассказывает Климович. - А один случай Климович мне запомнился особо: одного провокатора мы задержали вечером и отвели его в городскую милицию. У него оказалось удостоверение сотрудника российской ФСБ. Документ видел наш атаман - Вячеслав Серегин. Но «гостя» того отпустили, и вообще помощи никакой мы от милиции не получали».
В последние годы казаческая охрана была снята. Вроде бы стало поспокойней. Милицейского наряда возле могилы Владимира Романюка нет и сейчас. Наверное, действительно, времена несколько изменились.

Перезахоронение: «за» и «против»

Тем не менее, вопрос о том, где покоиться праху патриарха, остается на сегодня спорным. Непосредственные участники событий «черного вторника» считают, что могила у Софийских ворот, на площади – это уже страница истории.

Александр Вертелецкий: «Это все равно территория Софии Киевской. Патриархов всегда хоронили в основных святынях – или тут, или в Киево-Печерской Лавре. Но это такое пятно на предыдущей власти – это избиение похоронной процессии. Да, нужно было продвинутьсяна территорию метров на 10 дальше – чтоб это выглядело похристиански и по-православному. Но уж такова судьба Патриарха Владимира. Он всю жизнь боролся за веру Христову, за Украину, намучился в ГУЛАГе и при Сталине, и при Хрущеве, и при Брежневе. И своей смертью, такими похоронами тоже сделал для Украины очень много. Ведь те события доказали, что в Украине есть своя церковь.
О нем говорили так: среди диссидентов он был священником, а среди священников – диссидентом. Я думаю, что сам факт, что Патриарх был похоронен именно здесь – еще одно свидетельство нашей неповторимой истории. Считаю, что ни при каких обстоятельствах не стоит переносить могилу в другое место – даже если это будут пределы Софиевского собора, так, как это планировалось 10 лет назад. А вот табличку мемориальную с рассказом о том, как и почему это произошло – установить нужно. Тогда все станет на свои места».
Нельзя отказать в праве на свое видение этой проблемы патриаршего сына Тараса: «Мы стоим на том, что нужно все-таки провести перезахоронение и перенести могилу на территорию Святой Софии. Ведь место на площади – незащищенное. Вот и сейчас – тут выбиты буквы, надтреснуты камни…Могила требует внимательного ухода – а пока этого нет. Мы уже обратились с соответствующими письмами к новой власти – с прежней об этом и речи не могло быть. Возможно, мы придем к решению оставить могилу на прежнем месте – но тогда ее нужно огородить, поставить часовню и тем самым обезопасить от осквернителей. Такого варварства по отношению к священнику такого сана мир еще не знал. Вспомним, что при Сталине в 1944 году во Львове в соборе Святого Юра со всеми почестями похоронили Митрополита Андрея Шептицкого – греко-католика, которого называли идеологом буржуазного национализма. Так тогда самые высокие советские чины – в том числе Хрущев- присутствовали на похоронах. А тут, уже в независимой Украине произошла такая трагедия».

«Газета…» : 14 июля, в 10-годовщину смерти Владимира Романюка две украинские православные церкви – Автокефальная и УПЦ КП поочередно отправили панихиду по этому воистину неординарному человеку. В общей сложности на службу пришло около трехсот человек.
Могилу украсили скромными цветами. Обе церемонии прошли весьма тихо и скромно. Люди приносили воду в баночках и пластиковых бутылках, оставляли ее на некоторое время на могиле Патриарха – многие из них же давно отнесли его в свих душах к рангу святых, поскольку заметили исцеляющую силу, что якобы исходить от могилы.
Ни одного представителя власти – как городской, так и государственной, - вот время панихиды не было…

Июль 2005, "Газета по-киевски"

Комментариев нет: