понедельник, 22 сентября 2008 г.

Интервью с ТОМЕНКО

НИКОЛАЙ ТОМЕНКО: ОМЕЛЬЧЕНКО КАК И КУЧМА НЕ ПОДГОТОВИЛ СЕБЕ ПРЕЕМНИКА

Николай Владимирович не ответил прямо на вопрос, будет ли он сам баллотироваться на пост городского головы Киева. В ответ лишь слегка прищурился, улыбнулся и…покраснел.


В число претендентов-наследников столичного мэра Александра Омельченко как-то незаметно и довольно неожиданно «пробрался» нынешний вице-премьер по гуманитарным вопросам, недавний полевой командир, а теперь еще и возмутитель «оранжевого» спокойствия Николай ТОМЕНКО.
Именно его по последним данным социологических опросов народное мнение вывело на третье-четвертое место в рейтинге доверия и популярности среди киевлян.


Так что это, Николай Владимирович? Начало избирательной кампании?

- Скорее, результат моей работы. Предложения, которые я вынес на обсуждение, нашли отклик у киевлян. Киевсовет тоже поддержал мои инициативы - и временный мораторий на застройку исторической части Киева, и запрет на вырубку деревьев на территории всего города.
Ко мне часто обращаются киевляне с разными просьбами, предложениями, делятся впечатлениями. Я живу на Оболони, и на рынке подходят люди - рассказывают, что они очень верили в перемены с приходом новой власти. Говорят, что с начала года действительно была двухмесячная пауза, когда с торговцев перестали вымогать взятки, и вообще как-то спокойней стало. А потом опять все вернулось. Значит, ничего не изменилось? Милиция, районная и городская власти, как и прежде, договариваются, а люди опять не знают, куда им обращаться. Поэтому так резко в последнее время теряет доверие команда прежнего мэра.

- Несколько лет назад вы сами были членом этой команды…

- Знаете, все вокруг стремительно меняется. Киеву нужна и децентрализация, и обновление власти. Как по возрасту, так и по руководящим подходам. Ну, согласитесь, не может быть так, что в стране изменилась власть, а на ключевых должностях в Киеве – в районах в том числе - люди находятся уже по 15-20 лет. Аппарат городской власти Киева с точки зрения пребывания во власти - самый старый во всей Украине. Я не хочу никого обидеть, но система, которую они сформировали, уже давно требует изменений. Анализируя в целом ситуацию в столице, вывод можно сделать один – здесь система принятия решений достигла неслыханных коррумпированных форм. Давно уже нет никакой нормальной стратегии. И куда-то подевалось даже понимание того, что все эти небоскребы в центральной части города – это зло. Как социальное, так и гуманитарное. Уничтожается все: инфраструктура, экология, архитектура и я бы даже сказал – в целом разрушается социо-культурный комплекс Киева. В последний же год столичную власть просто истерия какая-то захлестнула. Похоже, районные и городские чиновники понимают - осталось им совсем немного, и потому очень торопятся. Собирают взятки, разрешают без тех или иных согласований начинать строительство…

-Но ведь именно строительство дает очень большие отчисление в бюджет города…

- Нам часто называют суммы, которые поступают в бюджет Киева от строительства небоскребов, но я уверен, эти показатели можно обеспечить другим путем: например, нормальной ценой на землю. Тем более, если присмотреться, как в Киеве продается земля. Ведь чаще всего она сдается в аренду. Уже поколение миллиардеров, наверное, выросло на этом бизнесе. Меняются суммы взяток – соответственно меняется арендная ставка…Да бюджет должен в тысячи раз больше наполняться!

Как вице-премьер вы можете влиять на ситуацию?

- В каких-то вопросах – да. Я подал запрос в Генеральную прокуратуру относительно истории с домом в Мариинском парке - на Грушевского, 9-а. И что выясняется? Там по ходу «дотачивали» энное количество разрешений. В самой дурацкой ситуации оказываются бизнесмены, которые вели там работы. Им ведь вручили «краденый автомобиль». Так вот именно этот синдром «краденого автомобиля» - очень опасная штука. И киевляне, и бизнесмены оказываются заложниками ситуации. Каждый раз власть обещает урегулировать скандал, но потом дело сводится опять-таки к взяткам. Подобная история развивается и вокруг Национального олимпийского стадиона. Нужно определить, что же, в конце концов, тут строим – развлекательный центр или отставляем стадион? Сочетать вместе это нельзя – иначе мы никогда не сможем обеспечить безопасность для 90-100 тысяч человек, на которых все и рассчитано.
Моя позиция – не нужны в центре торгово-развлекательные центры. Их нужно строить на околицах, параллельно развивая инфраструктуру отдаленных районов столицы. Думаю, и киевлянам нужно именно это. Ну вот, я назвал всего два примера – но это же общая ситуация по Киеву. И горожане, как мне кажется, очень правильную позицию избрали сейчас, протестуя против таких действий городской власти. Думаю, что сегодня нужно начать общественную дискуссию по поводу того, каким видят они видят свой город. Привлечь к обсуждению ученых, строителей, экспертов. А потом уже – утверждать не просто новую версию застройки столицы, а стратегию развития Киева в целом, хотя бы лет на 10 вперед. И в обязательном порядке очень точно определить, где что-либо изменять запрещено. Кстати, по всем этим вопросам можно даже провести городской референдум. Это мог бы быть такой трехсторонний документ, подписанный киевлянами, экспертами и, учитывая уникальность ситуации – правительством. Чтобы не получилось так, что за каких-то три дня Киевсовет «все порешает».

Мы долго гордились, что наш мэр – не политик-интриган, а крепкий хозяйственник...

Сама дискуссия относительно того, каким должен быть мэр Киева – политиком или хозяйственником – исчерпала себя в том понимании, что это должен быть человек, не имеющий киевского бизнеса – ни банковского, ни строительного, ни какого-либо иного. Потому что искушение использовать такую должность очень велико. Вот и у Александра Александровича сработало желание подвести все братские строительные структуры под бюджетные проекты. Сейчас наблюдается другая крайность – желание поставить во главе Киева лидера какой-то партии, или просто «чистого» политика, который должен хорошо разбираться в каких-то общих вопросах, хозяйственные же вещи уходят при этом на задний план.


А как вы оцениваете шансы тех, кто уже заявил свои претензии на мэрское кресло Киева?

Нынешний стиль руководства киевлянам уже не подходит. Но мне кажется, еще не вызрело и восприятие чего-то нового. Возможно, это связано с тем, что практически претенденты, о которых вы говорите, никак себя в общем-то, не проявили. Об этом тоже свидетельствуют результаты соцопроса. Такой низкий уровень популярности вряд ли дает им шансы.
Мне кажется, что сегодня в размышлениях о стратегии и миссии Киева должен появиться не просто человек, а некая соответствующая доктрина, которая должна отозваться в сердце киевлян. Предварительные рейтинговые оценки – конечно же, стартовые. И если кто-то там появился в первых рядах – это еще «не те» цифры. Нужна команда нового поколения. Очень важным мне представляется и то, чтоб от узкого бизнесово-хозяйственного управления городом не перейти к сугубо партийному. Нужно думать категорией команды – с другим мышлением, достаточно профессиональным подбором людей и понятным демократичным механизмом принятия решений.

- Можно ли говорить, что Омельченко, как и Кучма, не подготовил себе преемника?

Думаю, да. При всей несхожести они действительно очень близки, да и родились в один день. Стиль управления у них также во многом сходен. Объединяет их и проблема восприятия сильных людей в команде, как возможных конкурентов. Как только в Киевской городской государственной администрации появлялся молодой активный человек, его на следующий день начинали уничтожать. Но когда я говорю о необходимости обновления, я имею в виду не только самого городского голову. Сама модель управления, когда все замыкается на одного человека, исчерпала себя. Как в Украине, так и в Киеве.


На съезде НСНУ вы выглядели едва ли не самым большим «антипомеранчем» в команде новой власти...


А как может быть иначе? Когда я приезжаю в разные города на какие-то мероприятия и вижу, что местная власть под приезд Президента, премьера или вице-премьеров выставляет оранажевые флаги с символикой НСНУ, я считаю, что это ненормально. У нас никто не отменял государственную символику. На каждом мероприятии я напоминаю, что у нас есть сине-желтый флаг, и что не подкова – не государственный герб. Если мы пришли руководить Украиной, ее не нужно переделывать в помаранчевую.
Да, я знаю, что многим не нравится моя позиция. Но я бы очень не хотел, чтобы на выборах в парламент со списками повторилась история 2002 года – когда там за одну ночь у «Нашей Украины» появились «лидеры», которые оказались потом доверенными лицами Януковича. Начиная со второго номера двадцать человек – за должности, за деньги, за бизнес – вышли из фракции и перешли в стан врагов Ющенко. Я был в том списке 62-м, но на Майдане был там, где все меня видели…А где оказались те люди?
Поэтому нужно поломать систему этих кулуарных формирований и сделать ее прозрачной, понятной. А бизнес попросить заниматься бизнесом. Мы ведь заявили, что он у нас будет честно работать. Тогда зачем им депутатские мандаты? И неприкосновенность нужно ликвидировать. Тогда вообще вопрос снимается. Ведь проблема совместителей – тоже с этим связана. Когда человек засыпает в больших раздумьях о том, что же ему выбрать - должность, мандат или бизнесом, все это и приводит к тому позорищу, что мы видели на днях под куполом Верховной Рады.

Есть и другая сторона. Мне приятно, что меня многие люди ассоциируют с Майданом, с революцией. Но я уже устал читать письма с просьбой назначить кого-то на какую-то должность, а первой строкой как правило идет: «Мы рядом с вами стояли на Майдане». Мы все там стояли. И делали это не за должности. Поэтому на такие письма у меня сразу реакция негативная.

"Газета по-киевски", июль 2005

Комментариев нет: