понедельник, 22 сентября 2008 г.

Кич на продажу

Сорочинская ярмарка – один из самых ярких отечественных мифов. Окутанная гоголевским мистицизмом и, казалось бы, обласканная властью, она по-прежнему остается такой же шумной, безалаберной и … хуторянской – в истинном значении этого слова.


Рискуя попасть под гневную критику истинных ценителей упомянутого действа, все-таки скажу откровенно: не ощутила я той загадочной прелести ярмарки, о которой слышала и читала в детстве.
И хотя действительно, собралось там множество истинных умельцев, а гостям было тесновато в узеньких проходах между торговыми рядами – все это было как-то очень предсказуемо.
Даже традиционным ежегодным появлением в этих местах первых лиц государства, похоже, никого из местных не удивишь. Все давно идет по накатанной схеме и затертому сценарию. Ну разве можно всерьез считать новшеством общественную приемную министра внутренних дел Луценко под транспарантом «МилициЯ С НАРОДОМ»? Популизм чистой воды. На нынешней ярмарке если и случилась какая-то неожиданность, так это сутолока и неразбериха во время пребывания в Сорочинцах Виктора Ющенко. Поскольку команда президента никак не приспособится к его экспромтам и импровизациям, ее представителям опять пришлось неоднократно попотеть, особенно в те моменты, когда Ющенко вдруг резко разворачивался и ступал куда глаза глядят. Один раз вышло очень «демократично»: президент оказался без охраны в кругу сотни разных людей, а тому же Юрию Луценко пришлось перелезать через какие-то ограждения. Когда кто-то из охраны, не узнав Юрия Витальевича со спины, попытался его остановить, он, не оборачиваясь «пояснил»: «Мне можно, я министр!».
На второй день работы ярмарки ее посетил глава Верховной Рады Владимир Литвин. Местные журналисты и милиционеры отметили, что спикер оказался намного организованнее президента. Обошел ярмарку по заранее намеченному маршруту, тоже поговорил с народом и отведал полтавских галушек. Как и Ющенко, приобрел кое-что для семьи. Признался. что потратил всего 300 гривен: 200 на сорочку для сына, остальные – на кухонные приспособления в подарок жене.



…Товар в Сорочинцах преимущественно – тот же, что и на любом, не только столичном, вернисаже. Обилие вышиванок, изделий из глины, веничков-оберигов, плетеных корзин и всевозможных капелюхов убеждает в том, что в этой сфере у нас налицо «кризис перепроизводства». Ведь не секрет, отчего в свое время многие наши соотечественники ринулись откапывать старинные дедовские методы и стали «ремесленничать» (берем слово в кавычки, ибо далеко не всякая поделка, изготовленная руками и продаваемая на наших рынках достойна того, чтобы причислять ее к образцам народного промысла). У кого хоть мало-мальски руки из того места, что нужно, росли, именно этим занятием научились зарабатывать себе на хлеб.
Именно тогда, на рубеже 80-90-х годов в большие города и столицы потянулись кустари –одиночки. Стоит ли объяснять, что роднит сегодня Старый московский Арбат с киевским Андреевским спуском и теми же Сорочинцами? И ассортимент товара – практически один и тот же. И так ли это хорошо?
Нет, мы не против, чтобы приумножались и крепли уникальные промыслы. Мода на изысканную простоту - вечна. Возможно, именно поэтому та же решетиловская традиционная вышиванка «белым по белому» как была не по карману среднестатистическому украинцу, так и осталась. Самую простенькую женскую блузу, к которой прикоснулись решетиловские мастерицы, в Сорочинцах можно было купить не меньше, чем за 400 гривен. В такую же цену и мужские вышиванки. А если захочется, чтоб и рисунок, и ткань были «побогаче» – выложить нужно не менее 600-700 грн. Желающие, конечно, были. Но факт, что рядом бойко уходил «массовый» товар попроще и подешевле наводит на грустные размышления.

Во время своего трехчасового пребывания в Сорочинцах, Виктор Ющенко назвал ярмарку примером того, как возрождается страна, а далее заявил, что это традиционное мероприятие "возвращает нас в жизнь, которая была много веков назад в Украине". Это в каком же смысле, хотелось бы спросить президента? Одно дело помнить и чтить традиции, помогать в развитии чего-то своего, очень уникального, самобытного. Но глядя на ворох практически никому не нужного крама – того самого, из-за которого и по Киеву уже скоро пройти нельзя будет, так хочется кого-нибудь повыше спросить: а что и кого, собственно, нужно поддерживать? Халтурщиков, которые поставили на поток низкопробные кичевые вещицы? Или все же стоит по-хозяйски подойти к делу? Ведь в том же Решетилове – масса проблем. Сейчас в художественном училище, что расположено в этом небольшом, в общем-то селе, обучаются мастерству художественной вышивки 250 молодых людей со всей Украины . Учебное заведение нуждается в серьезной спонсорской помощи. Но ее как не было, так и нет. И получается, что власть намерена и дальше лукавить, называя Сорочинскую ярмарку национальным достоянием. Ведь стоит лишь взглянуть окрест на заброшенные дома и улочки, на огромную лужу при подъезде на ярмарку – ясно как белый день: никто этим всерьез не занимается. Словно бедностью своей кичимся и даже выставляем ее напоказ. После того, как в 1998 году Сорочинская ярмарка получила статус Национальной, нет ни четко обоснованной программы, ни концепции ее развития. Например, непонятно, зачем именно сюда тащить образцы тяжелой техники? Разве не удобнее и не целесообразнее выставлять ее на специализированных выставках?

…В дни проведения Сорочинской ярмарки очень часто к месту и не очень вспоминают Николая Васильевича Гоголя. С годами его уже так заглянцевали, что истинный смысл одноименного произведения давно подзабылся. А там, видимо, не зря даже самая последняя фраза звучит не очень весело: «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему».

август 2005 (ничегошеньки с тех пор не изменилось...)

Комментариев нет: